Первый год после открытия новой пешеходной части оказался полным разочарованием. Был зафиксирован небывалый рост количества суицидов – 64 случая, вместо 15 ровно за год до обновления моста. Как будто реконструкция лишь сделала рекламу этому гиблому месту. Правда у ее организаторов на вооружении были и другие данные в защиту своего проекта. Количество смертей сократилось втрое – только две попытки из 64 были успешными, тогда как до этого из 15 человек бросившихся в реку Хан с моста Мапхо погибло шестеро. Так что дизайн может быть и не сработал, зато усиленное наблюдение за опасным мостом точно дало результаты. К тому же, дальнейшая статистика говорит о том, что психологи все-таки старались не напрасно. Желающих покончить с собой на Мосту Жизни стало меньше. Что же изменилось? Как вообще можно вернуть полностью отчаявшемуся человеку надежду при помощи дизайна, когда и личный контакт, и любовь близких зачастую не помогают?
Основная часть «активного» дизайна сосредоточена на парапете. В конце концов, если вы пришли сюда чтобы прыгнуть в реку, вы вынуждены идти вдоль него и волей не волей будете видеть все, что на нем изображено. Все начинается с зеркала, расположенного на уровне лица человека среднего роста.
На зеркале надписи вроде этой: «Чем ты похож на маму?» (речь о чертах лица).
Мимо проносятся машины спешащих куда-то людей, которым нет никакого дела до того, зачем ты пришел на этот мост, но зеркало на парапете продолжает вопрошать. «Какое у тебя лицо?» «Какого цвета твои глаза?» «Чем ты похож на своего отца?» «Какие у тебя губы?» Все вопросы явно направлены на то, чтобы человек вгляделся в свое отражение, посмотрел в лицо тому, кого он собирается убить. Я бы добавила на это зеркало еще одну надпись, которую видела как-то у знакомых в ванной: «Сейчас ты сморишь в глаза человеку, от которого зависит твое счастье».
Чуть дальше зеркало заканчивается и начинается пластиковый парапет, который вечером видимо подсвечивается. Вопросы продолжаются: «Ты поел?»
Специфический вопрос к самоубийце… Но ведь дизайн рассчитан на корейцев. А для них, как впрочем для всех азиатов, еда играет совершенно особенную роль. Это одно из самых главных удовольствий в жизни.
Вопросы перемежаются ободряющими фразами, вроде «Ты, конечно, сильно устал» (что-то вроде «Нелегко тебе приходится, все понимаю!»)
«Посмотри на голубое небо». Обрати внимание на мир вокруг себя, который остается прекрасным, даже когда тебе очень плохо.
Пока я не дошла до этой надписи все было более или менее понятно.
«Ха! Ха! Ха!» Хм… ясно, что это должно напомнить о радости жизни. Но я бы не рисковала так обратиться к человеку на грани самоубийства. А вдруг это издевательское или ироничное «ха-ха»? Разве что остаться жить чтобы найти того, кто это написал и врезать ему.
Дальше больше. На парапете появились фотографии различных блюд корейской кухни в сопровождении надписей: «Правда вкусно?» «Неужели тебе этого не хочется?» и пр. Озадачивает! Но не забываем про важность еды в корейской жизни…
В центре моста скульптура изображающая дружеский «ущип» за щёку. Задумалась, может быть я не в курсе? Может быть это какой-то тайный корейский знак моральной поддержки? Или просто художник так «видит тему»? Сеул напичкан разного рода скульптурными композициями, значение которых не поддается разъяснению. Одно слово – искусство.
Моя версия смысла скульптуры: почувствуй, что ты живешь, очнись от своего кошмарного сна.
Дальше снова фото. На этот раз это дружеские встречи. В основном за едой или рюмочкой соджу. Посыл видимо такой: Неужели ты хочешь лишить себя всего этого?
Черные воды реки Хан выглядят на самом деле очень удручающе. Кажется, что у этой пропасти нет дна. Слава у этого места очень дурная. Был как-то случай, когда один общественный деятель, председатель движения за права мужчин если не ошибаюсь, решил совершить демонстративный прыжок с моста в знак протеста или вернее, чтобы привлечь внимание к своей партии. Прыжок снимали несколько телеканалов, рядом дежурили коллеги, все было организовано, самоубийство не предполагалось. Труп нашли только через четыре дня…
С этой рекой не шутят!
Очень надеюсь, что теперь мост Мапхо привлекает больше любопытствующих, чем желающих свести счеты с жизнью. Уровень самоубийств в Южной Корее действительно высокий, как в прочем и во многих других странах Азии, например, в Японии. И дело не в том, что корейцы больше склонны к отчаянию, а в особой традиции отношения к добровольному уходу из жизни. В отличии от западных стран в конфуцианском мире покончить с собой не считалось грехом. Самоубийство рассматривалось, как достойный вариант ухода, более того, в определенных обстоятельствах такой поступок считался предпочтительным. Лучше достойно и добровольно уйти, чем жить с позором. Сегодня многое изменилось.
Любое убийство, будь то другого или себя - непоправимая трагедия. И если что-то может ее предотвратить, если новый мост кому-то поможет передумать, значит он сделан не зря!
Пусть Мапхо будет Мостом Жизни!
Если мы еще не дружим, добавляйтесь в друзья!
Я также есть в Фейсбук | Инстаграм | Google+
© 2015 Jane Rog (korea_blog.livejournal.com/janeskoreabl
Комментариев нет:
Отправить комментарий