вторник, 18 августа 2015 г.

Общественный транспорт Канады: сравниваю с Кореей

В Канаде мы уже месяц. Общественным транспортом пользуемся почти с первого дня. Пост давно накипел, думаю настала пора сказать пару слов потому, что мне никогда так отчаянно не хотелось сесть за руль самой! Я бы и на велосипед тут пересела, если бы не дети, которых нечем к нему пристегнуть. 
Короче, если вы в Канаде надолго, все что угодно за машину и будет вам счастье, а главное покой! Велосипед опять же прекрасный альтернативный вариант. Здесь для него есть все условия, включая дорожки, парковки и общественные байки (на фото), которые можно взять в любой части города и катайся хоть целый день примерно за 5 долларов. Только не забывайте каждые 30 минут менять железного коня, иначе влетите на штраф. Потому, как если все разъедутся на целый день, велосипедов не напасешься. 
Вело парковки, кстати, платные в основном. Просто так велик на улице не кинешь. Порядок понимаешь, есть порядок. Транспортные средства любого размера паркуем согласно правилам.

Итак, вменяемые люди не принадлежащие к счастливчикам, у которых одна остановка рядом с домом, а вторая рядом с работой, общественным транспортом в Канаде не пользуются и я теперь точно знаю почему. 

Здесь надо ездить на машине! Можно даже на электрокаре. 


Или вот на такой тачке. Кому не подходит есть Хёндай, как местный бюджетный вариант, или масса недорогих американских машин. Вообще цены на авто ниже, чем в Корее, я даже позавидовала. Возможно цена на одни и те же модели отличается не так уж сильно. Но явно больший выбор дешевых машин. 

А теперь, когда тапки знающих канадцев уже свистят в воздухе, я скажу то, с чего собственно нужно было начать. Название поста совершенно некорректно. Я пожила только в одном городе - Монреале, и была проездом еще в нескольких. Канада - огромная страна. Каждая провинция - свой мир, свои законы, свои налоги, свои дороги, свои правила (даже водительские права нужно менять если переезжаешь на длительный срок и номера машины, кстати, тоже). Поэтому я естественно понятия не имею о том, как обстоят дела с общественным транспортом по стране в общем. Впрочем, для таких масштабов это как средняя температура по палате. Я буду писать только о Монреале, и немого о Квебеке, как провинции. 

Критерии моей оценки чисто пользовательские: точность прибытия по расписанию, чистота и удобство салона, удобство самой транспортной сети (остановки, выходы\выходы), персонал и немного эстетики.
Начнем с метро. С эстетикой все понятно без комментариев. Это одна из станций. Поверьте, они все такие. С небольшими вариациями на тему. Метрополитен здесь чисто функциональная вещь. Подземных дворцов во славу народа никто строить не собирался. И правильно делали по-моему. 


Вначале я взялась было сравнивать монреальское метро с сеульским, но быстро поняла, что это бестолковая задача. Что сравнивать слона с морковкой? 
Сеульское метро нежно люблю с первых дней. Ничего лучше я пока нигде в мире не встречала. Если встречу, будет дико интересно потому, что сейчас мне даже сложно себе представить, что должно быть еще в метро, чтобы оно было лучше. Но это так... на полях. Возможно мне просто не хватает фантазии. 


В монреальском метро замечательно не его устройство, а сам факт его наличия. Четыре ветки метро (68 станций) на город с населением чуть больше 1.5 миллионов человек - это очень круто. Причем появилось оно в конце 60х годов. Более того, задача провести здесь метро не такая простая потому, что Монреаль - это остров, огромный кусок суши на реке Св. Лаврентия. И сегодняшняя подземка соединяет его с соседними островами. 


Поезда ходят по расписанию. В выходные и вечером чуть реже, каждый 6-15 минут, в часы пик каждые 4-5 минут. 
Билет на одну поездку стоит 3 доллара 25 центов. Действителен в течение 120 минут с момента первого прохода в метро. Можно пересаживаться в этом временном отрезке на автобусы по тому же билету. Если перевести в рубли это около 200 р за одну поездку. Не хило, надо сказать. И почти в три раза дороже билета в сеульском метро, впрочем там все зависит от расстояния. Поездка на автобусе стоит столько же. Если много ездить, выгоднее зарядить карту на месяц. Неограниченное число поездок в автобусе и метро будет стоить 82CAD, то есть примерно 4900 руб. 


Вагоны достаточно опрятные. Без изысков. Немного темноваты на мой взгляд. Кондиционирование иногда хромает. Но никаких ужасов, как в некоторых европейских подземках, куда иногда и спускаться то боязно, я не увидела. Все чисто и мирно. Ширина вагона примерно, как и в Сеуле (московские вагоны метро значительно уже), но сидений меньше. Вообще чувствуется, что метро не рассчитано на запредельное количество пассажиров. Но его здесь и быть не может. 
Оттого и сравнение с Сеулом бессмысленно. У главного корейского метрополитена 18 линий и 627 станций, в день он перевозит около 10 млн человек, это почти треть населения всей Канады. 


Теперь об автобусах. Монреальские пока на улице на запечатлела. Это фото из Оттавы. Автобусы там просто красавчики!


Это снова Монреаль. Автопарк достаточно новый. Без изысков опять же, но все что нужно имеется. Автобус, как автобус. Кондиционеры опять же не всегда хорошо работают. Но здесь вероятно это не самая большая проблема. Просто мы попали на жару. В Корее без хорошего кондишена в автобусе все бы пластом лежали все лето. 
Важный плюс - все автобусы с низкой ступенькой, то есть приспособлены для колясок как детских, так и инвалидных. В Сеуле пока еще есть автобусы с несколькими высокими ступеньками, в пригородах так вообще почти только такие и ездят. 
Водители в Канаде приветливые, с пассажирами здороваются, на вопросы отвечают доброжелательно. Здесь вообще все отвечают с готовностью помочь. Мне это очень нравится. 
В Корее тоже здороваются, но общаются с какой-то покровительственной ноткой. Корейские водители крутая каста, я их побаиваюсь, с ними надо жестко как-то. 


Зато у корейских автобусов окна чистые, а у монреальских все исчерчены, как древними рунами все равно.
Писательство на предметах общественного пользования, а также стенах и стеклах в Корее вообще довольно редкая вещь. Разве что какой-нибудь школьник идиот напишет что-то ручкой на соседнем сидении. А здесь почему-то очень любят царапать на стеклах. 
Важное отличие канадских водителей - они не учились у сумасшедших! Корейские явно где-то в заведениях типа кащенко проходят практику. Газ и тормоз давят так, как будто у них нервный тик. Двери открывают еще до того, как остановятся. Каждый раз думаю: "Они мне выпрыгнуть предлагают?" В этом смысле канадские водилы - просто идеал спокойствия. 
Зато и приезжают они по-моему как хотят, а не как в расписании написано. В Корее если написано в 12:30 автобус, то в 12:30 он и приедет, плюс все остановки оснащены табло, ты всегда видишь, где автобус и через сколько минут его ждать. В Монреале так: может приедет, а может и нет, а может он уже давно уехал скажем в 12:20. Несколько раз мы с детьми ждали по часу и даже полтора часа на остановках. Такое я вообще не помню, когда со мной последний раз было. 


Остановки несколько необычной конструкции. Это почти полностью закрытые стеклянные боксы, причем сторона выходящая к дороге - глухое стекло. В ливень, которые тут случаются не редко, а также в мороз и снег - это наверняка очень удобно. На остановке точно будет теплее и от ветра защита. 


Теперь я точно знаю, что корейский общественный транспорт меня избаловал. Без него мне активно хочется сесть за руль. Не сказать, чтобы транспорт Монреаля был плох, но когда 10 минут на машине превращается в час своим ходом нельзя не задуматься. А самое главное, что полно мест, куда вообще без машины не доберешься! 
"Автомобильная страна" - как мне правильно объясняли знающие люди. И действительно нет смысла им вкладываться в общественный транспорт, когда одна машина на семью и населения для таких пространств с гулькин нос.
Что такое 35 миллионов человек на почти 10 тыс квадратных километров? 

Напоследок еще несколько транспортных фото. Местные грузовики меня приводят в восторг! Такие крутые американские громилы, как будто только что из Голливуда все. 


В Монреале есть аквабас - удивительная машина. Сначала он везет вас по улицам города, а потом как в мультике въезжает в воду и плывет корабликом по реке Св. Лаврентия. 

В старом городе рулят велосипедисты и лошади. 


Наверное здорово было бы покататься, но мы никак не доберемся. 


В Монреале не мало и речных дорог. Все-таки это остров, к тому же здесь есть сеть каналов. Так что в Старом порту водный транспорт активно паркуется практически рядом с наземным. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий