제삿날 (чже са наль) – означает годовщину смерти.
Дедушку звали Ким Дунхён. У него было шестеро детей: двое сыновей и четыре дочери. Умер он 4го числа 10го лунного месяца.
Строго следуя древней традиции, каждый год ровно в полночь 4го числа 10го лунного месяца, его сыновья обязаны совершать обряд поминовения, конфуцианский ритуал жертвоприношения духам предков.
В современной насквозь пропитанной хайтеком и американским влиянием Южное Корее тех, кто относится к этому действительно серьезно, становится все меньше. Тем не менее, традиция здесь не пустой звук. И пусть в урезанном, с "изменениями и дополнениями" варианте, но ее стараются соблюдать.
Многое зависит от религиозной принадлежности. Христиан в Корее всего около 30%, но зато они ужасно активны. В особенности протестанты! Корейское трудолюбие и напористость помноженные на протестантское рвение создают неповторимую смесь. У многих иностранцев создается впечатление, что Корея насквозь христианская страна. Это не так. Большинство (около половины населения) не относят себя ни к одной религии. Остальную половину делят буддисты и христиане, с перевесом в сторону последних.
Традиционное корейское чже са - поминовение усопших, обряд бессомнения языческий. До сих пор корейские христиане так и не пришли к единому мнению относительно того, может ли крещеный принимать в нем участие. С одной стороны, исповедуя веру в единого Бога, поклоняться духам мягко выражаясь не гоже. С другой можно отнестись к происходящему "культорологически". Мол красивая древняя традиция, живая история, почему бы и не поучаствовать. Совершенно не обязательно при этом кому-то что-то "жертвоприносить". Окончательно вопрос этот каждая семья решает по-своему. Как правило, стараются придерживаться традиции, но в упрощенном виде и без особой "идеологической подоплеки".
Вне зависимости от религиозных убеждений, отдать дань уважения усопшим - это обязанность, к которой корейцы относятся очень щепетильно.
За неимением фото с домашней церемонии поминовения. О чем ужасно сожалею! Помещаю фото с поминок на кладбище. Дедушка Ким был военным довольно высокого ранга. Похоронен на военном кладбище.
Кореские военные кладбища выдержаны в чисто американском стиле. Это ряды одинаковых гранитных плит.
Корейский колорит придают пожалуй только горы.
Особенно красивые осенью.
На территории этого кладбища находится также мемориальный комплекс посвященный корейской войне.
На надгробии указывается порядковый номер, дата и место рождения и дата и место смерти.
Сбоку написаны имена супруги и детей (не имеет значения, что они еще живы). Все семейство записано на могильном памятнике.
Ныне живущие и здраствующие супруга, дети и внуки готовят церемонию поминовения.
Приготовленная к церемонии могила. Фрукты, хлеб (это уже явное нововведение), тток, рисовое вино.
Чтобы понять смысл действий на следующих фото прервемся на рассказ о поминании дома.
Чже са наль дедушки моего мужа проходит почти всегда одинаково. В день годовщины его смерти вся семья (дети и внуки) собрарается в доме старшего сына, который после смерти отца считается главой семьи.
Обряд должен совершаться в полночь, но обычно никто не ждет так долго. Церемонию назначают на 10-11 вечера. Приблизительно в 9:20 начинаются непосредственные приготовления. В гостиную вносят ширму огромных размеров, которую протягивают через всю комнату. На вид это старинная вешь, возможно передаваемая из поколения в поколение. С одной стороны ее украшают каллиграфические надписи, а с другой горныепейзажи. В центре перед ширмой стравят низкий напольный стол (санг). Затем откуда-то из закромов извлекается набор специальной деревянной посуды используемой именно для таких церемоний. Это около 20 плошек, мисочек, вазочек, а так же сосуд для рисового вина и специальная подставка для таблички с именем (увенчаная «летящей» крышей небольшая дощечка). В эту подставку вставляют бумагу с именем дедушки, разумеется написанным иероглифами. Стол накрывают тонкой рисовой бумагой и табличку установливают посередине стола ближе к ширме. Табличка означает место усопшего за столом, его присутствие. Иногда ставят фотографию, но это уже современные изыски.
Затем перед дедушкой (табличкой) расставляют вазочки и плошки с различными блюдами, в несколько рядов. В каждой посуде должно лежать новое блюдо. Рыба, мясо, курица, овощи, фрукты, сладости всего около 20 видов блюд.
Порядок их расстановки строго определен. В первом ряду (самом дальнем от ширмы) - фрукты (яблоки, пэ – что-то вроде огромной круглой груши, мандарины, бананы, хурма, и целый арбуз) все разложено по отдельным деревянным вазочкам в аккуратные горки. Сверху плоды обязательно ровно обрезаны. Мы ведь очищаем фрукты, перед тем, как подать их гостям. Плоско срезаная верхушка фрукта на поминальном столе означает, что он очищен и духа приглашают его отведать. Что-то вроде рюмки водки с куском черного хлеба, которые ставят на поминках в России. Второй ряд – тток, корейские сладости разных форм и цветов. Третий – мясные и рыбные блюда. Чего здесь только нет! Рыба жареная кусками, запеченная целиком, несколько мясных блюд: свинина, говядина, курица вареная и запеченая.
Последний ряд (ближайший к ширме и табличке с именем, а следовательно и к дедушке) составляют закуски – маленькие блинчики из кукурузной муки с кусочками овощей и пять видов традиционных корейских закусок (всяческие маринованные листья и травки, а также кимчхи). В том же ряду ставится рис, суп, ложка, палочки и пиала с рисовым вином. По краям две свечи.
Перед столом на небольшой подставке устанавливается курильница с ароматрыми палочками.
Приготовления завершены. Начинается церемония.
На циновку перед столом и именной табличкой выходят мужчины по старшинству и совершают земные поклоны (становятся на колени и касаются лбом земли). Сначала старший сын дедушки и его сыновья, потом младший и т.д. Мне рассказывали, что традиционно женщины не принимают участие в этой церемонии и поклоны не совершают. Но на дворе XXI век. Равноправие. Дочери тоже выходят на циновку и кланяются. Хотя бабушка упорно отказывается это делать. Собственно говоря, в древности женщина, как правило, не имела возможности принять участие в поминовении собственных родителей, т.к. после замужества она принадлежала к семье мужа. Вот почему так важно было иметь сына. Не будет сына и не кому будет поминуть родителей.
Мужчины совершают поклон два раза, женщины три. Затем кланяющийся берет со стола чашу выливает налитое в ней рисовое вино в специально подготовленную миску, заново наливает вино, совершает чашей круговые движения над курящимися палочками, три раза в право и три в лево, и наконец снова ставит ее на стол. Берет палочки (для еды) три раза ударяет ими по столу и перекладывает на какое-либо из расставленных на столе блюд, предлагая таким образом дедушке отведать следующего кушания и выпить новую чашу вина.
После того, как все почтили память дедушки таким образом, собравшиеся усаживаются вокруг циновки и неспешно ведут разговор. Иногда слышатся фразы вроде: «Сейчас папа уже почтил нас своим присутствием». А кто-то добавляет: «Я думаю, что он с самого утра здесь». Все ждут пока дедушка "насытится". Через некоторое время все встают, циновка, стол, курительные палочки и свечи убираются. Вместо них расставляются обычные столы (так же на полу) и все садятся ужинать. "Доедают" то что оставил дедушка.
На кладбище обошлись без курительных палочек, ширмы и ритуальной посуды. Все дочери дедушки (на фото) - христианки. Моя свекровь наверное самая активная из них. Она дьякон в протестантской церкви. Две ее старшие сестры также протестантки, а вот младшая католичка. Бабушка и дедушка не относили себя ни к какой религии (иногда ходили в будийский храм), поэтому дети сами выбирали себе веру уже став взрослыми.
Поминовение закончилось. Стоял теплый ноябрь. В конце концов все отправились на пикник)
www.myonurri.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий