понедельник, 7 декабря 2015 г.

Мои корейские дома (фото - часть 1)


За почти десяток лет жизни в Корее я успела пожить в вилле, "красной чуме" и апартах. Три переезда с маленькими детьми, огромным пузом и небольшим скарбом. Теперь у меня есть опыт жизни практически во всех типах современного корейского жилья. Географический разброс также получился показательным, начинали мы нашу совместную жизнь в центре Сеула, а теперь наслаждаемся природой и тишиной отдаленного пригорода. 
Я постараюсь не делать никаких обобщающих выводов из своего опыта. Просто покажу вам мои корейские дома и расскажу то, что о них знаю. 


Когда я приехала в Корею, Тэгю с родителями и старшей сестрой жили в вилле не далеко от станции Хеги в одном из центральных районов Сеула. Чтобы было проще сориентироваться - это 5 мин на любом транспорте до Дондэмуна. Семейство моего мужа лет 30 прожило в центре Сеула. И как порядочные столичные жители родом из деревни родители Тэгю всегда этим очень гордились. Переезд в пригород под моим чутким руководством состоялся не без психологического скрипа. Впрочем до этого еще далеко. А пока мы живем в доме 1998 года постройки. То есть ему около 10 лет, в нем 4 этажа, парковка на цокольном первом (нежилом) этаже. Туда входит 6 машин, при этом одна ставится перед другой и чтобы выехать приходится беспокоить хозяина авто по телефону. Но это значительно лучше, чем более старые кирпичные дома вокруг, там совсем нет никаких парковок. 


Наш дом называется "вилла" отчего такое высокопарное название закрепилось в Корее за малоэтажными городскими домами эконом класса (есть среди них и строения более высокого уровня, с индивидуальной планировкой и прочим, но очень редко, обычно это именно эконом) - сказать не могу. 
Итак, в вилле 4 этажа по 2 квартиры на этаж. Это стандарт. Лифта нет. Это тоже стандарт. 
Прежде чем начать более подробный фото рассказ я прошу прощения у вас за качества картинок. Речь идет о фото десятилетней давности, которые делались на мыльницы и даже не телефон раскладушку... Я попыталась привести их в порядок, но выше головы не прыгнешь. Вторая проблема в том, что, как оказалось, фотографий моей первой корейской квартиры почти не сохранилось. Я тогда еще не вела никаких блогов. Была беременна, учила корейский, сидела с маленькими Давидом и мне было явно не до фото. Единственная причина взяться за камеру состояла в том, чтобы запечатлеть наше первое чадо. Потому все, что я могу показать из нашего первого жилья - это кусочки, попавшие в кадр. 
Вот, например, дверь нашей с Тэгю комнаты. Помню это было утром, все ушли на работу, мы с Давидом валялись в постели. Он совершенно не давал спать ночью, но иногда можно было отдохнуть под утро. Сквозь открытую дверь нашей комнаты виден небольшой коридор. Он ведет в гостиную. Прямо перед дверью обеденный стол и налево будет кухня. В коридоре дверь в ванную и комнату сестры Тэгю. Через пол года она вышла замуж и переехала. 


Это кусочек нашей гостиной на фоне годовалого Давида. Приготовлен традиционный стол с фруктами и ттоком. Гостиная метров 20. Вообще в квартире 3 спальни, гостиная, кухня и две ванные (санузел всегда совмещенный в корейских домах). Общая площадь около 80 метров. Из того, что есть на этом фото сейчас по-прежнему живет у родителей Тэгю только книжный шкаф. Тут хорошо видны полы. В гостиной, коридоре и кухне пол был деревянный, хорошего качества. Естественно с подогревом, как во всех корейских домах. Вообще эта вилла считалась очень неплохой. 


Это в нашей комнате. Видно, что в спальнях на полу линолеум. Это часто бывает. Он мягче других покрытий, когда спишь на полу это важно. Обои были хорошие, шелковые. Повторюсь, дом считался очень приличным в своем районе. При этом в нем были все недостатки вилл. Помимо отсутствия нормальной парковки и лифта, их главный минус - стены и окна. Это карточные домики. Строят их из фанеры с небольшим количеством утеплителя. Я не профессионал, в моем описании могут быть неточности, но одно я знаю наверняка - и стены и окна в таких домах зимой плачут горючими слезами! Что это значит? Это значит, что каждое утро у тебя мокрое окно, а в некоторых местах и стена. Следующий этап - плесень. Черная плесень появляется в углах, около окон, за мебелью. Одна стена в нашей комнате потела за шкафом. Мы об этом не знали, пока плесень не появилась в самом шкафу. Бывало так, что даже на одежду переходило. Это бич дешевых корейских домов. Очень неприятно! 


Небольшой кусочек кухни. Вернее она сейчас спиной фотографирующего. На фото обеденный стол, дверь в нашу комнату, в ванную, и выход в прихожую (там маленькое пространство, метр на метр наверное, для смены обуви и входная дверь). В правом углу фото - холодильник для кимчхи. Пока еще старый. Новый вы все видели в посте про наши осенние заготовки. 
Не знаю, сколько стоила тогда эта квартира точно, предполагаю что около 200 тыс долларов. Сейчас она же будет стоить около 350тыс долларов, если не больше. Повторюсь, это в старом районе, эконом класс, хотя и хороший дом для такого района. Мы снимали ее за 80 тыс долларов залога и 400 дол в месяц. Про систему съема я уже рассказывала. В конце поста сделаю небольшое пояснение еще раз. 


Это фото помещаю потому, что на нем хорошо видно окно гостиной. И видно, что оно непрозрачное! Вернее там два стекла. Оба "слоя" окна скользящие. Первый "слой", тот что ближе к улице, прозрачный. Второй - нет. Это делается, как защита от любопытных соседских глаз. Когда на расстоянии 3-5 метров другой дом, тоже с окнами, может быть оно и нужно. Не будешь же постоянно держать окна зашторенными. Но на меня эти "слепые" окна безумно давили в начале. Я приехала в декабре - не самый красивый сезон в Корее. Город мне не нравился. 


Впрочем, тот район мне до сих пор не нравится. Может для гулянок он и хорош, но для жизни, особенно с маленьким ребенком - нет. Все детские площадки затерты между домами. Три кустика на них - максимум зелени. На узких улицах старых районов - ни деревца, ни неба не увидишь, ни травки. Максимум цветочек в горшке, и кусочек чего-то голубого прорежется сверху в просветы паутины из проводов. Вокруг одни дома, машины, едальни, магазины. Все это шумит, дымит, воняет. Впрочем, это же Сеул. Тут есть горы. Минутах в 20 ходьбы была и у нас одна такая. Превращенная в парк, как положено. Но по ступеням не будешь лазить с коляской. В результате, чтобы погулять с ребенком я ходила на территорию университета Кёнгхи. На фото одно из его зданий. Там было зелено и красиво. Но полный молодежи кампус - не лучшее место для прогулки с младенцем. Тем более, что добираться туда было нужно под вонючими метро мостами, по питейным и гуляльным улочкам. Одним словом, жизнь в центре Сеула с маленькими детьми и без интереса к питейным развлечениям неудобна и неприятна на мой взгляд. Впрочем, есть и другие районы наверное. Но эти миллионы машин под окнами, шум, от которого не скрыться в огромном мегаполисе. Я оценила насколько хорошо жить без всего этого, только когда мы уехали из Сеула совсем. 
А еще на меня страшно давили непрозрачные окна. В Москве у нас всегда был хороший вид из окон. Юго-Запад столицы вообще довольно приятное и зеленое место (был по крайней мере) я привыкла любоваться закатами над лесом. А тут словно ты в клетке заперт. И этот жуткий белый свет дома, вместо привычных лампочек с желтым светом, яркие былые светильники, как в офисе. Первые месяцы я от них с ума сходила. Потом привыкла...  


В первом доме мы прожили чуть больше года. Закончился срок договора (обычно договор аренды на 2 года заключается), встал вопрос о переезде. По многим причинам, жить в центре Сеула было неудобно не только мне. Режим совместного проживания у нас был щадящий - родители приезжали в Сеул только на выходные. Работали они далеко за городом. Им очень не хотелось оставлять родной район в центре, но многое изменилось в жизни семьи и в конце концов решили переехать на одну из юго-восточных окраин Сеула. Пока мы ехали смотреть новую квартиру, я радовалась тому, что новый район просто утопает в зелени! Пока мы не приехали собственно к дому, где собирались снимать жилье. 
Это была старая (начала 80х годов) кирпичная постройка, и сама квартира показалась настолько ужасной, что я плакала, как ребенок от одной мысли о ней. Надо сказать, что оказалось, что я перекати поле и люблю переезжать. Не смотря на то, что в Москве мы никогда не переезжали, оказалось, что я по натуре перекати поле, и каждые несколько лет не прочь сменить жилище. Приедается одно и тоже. Но переезжать в худшее жилье мне еще не приходилось и я очень переживала. Теперь понимаю, что можно и нужно было относиться к вопросу философски. В оправдание могу сказать, что я была глубоко беременна вторым ребенком и нервы были не совсем на своем месте. 
Вот такие старые (30 лет для Кореи - это очень старое жилье) кирпичные дома - самое "дно" рынка недвижимости в Сеуле. Разумеется, имеет значение и район, да и состояние самого дома. И все же в большинстве случаев хуже только полуподвалы и чердаки. (Впрочем, как раз в районах, состоящих из таких старых домов, чаще всего встречаются квартиры на чердаках и в подвалах).  
Фото ниже - единственное, дающее хоть какое-то представление о нашей новой улице и доме снаружи. Это двухэтажные кирпичные постройки, одна квартира на этаж. Иногда есть также жилье в полуподвале, или на чердаке. Площади не так уж малы, в среднем 50-60 метров. Правда двух санузлов там нет. Эта мода появилась позже. Хмурые узкие улицы, тусклый свет в непрозрачных, обычно заваленных каким-нибудь ненужным хламом, окнах. Прелесть нового района была только в том, что все переулки выходили на прекрасные зеленые улицы. Рядом хорошие большие детские площадки, парки. Меньше шума и машин. В общем все плюсы окраины города. 


Площадка на фото выше - это наш "балкон". На самом деле по сравнению с другими вариантами на той же улице, наша квартира была очень даже ничего. Много окон, южная сторона. Светло и тепло. Второй этаж и целый "дворик" перед окнами, где летом можно было отдыхать и даже устраивать пикник. 
Ниже видно, что окна в таких домах тоже двойные. Я внутренние рамы сняла, когда мы въехали. Сама таскала их на чердак на 7ом месяце, такая я была упертая, вообще от моей неуемной энергии по приведению "ужасного" жилья в приличный вид, все обалдели. С пузом размером с пивной бочонок, я висела на лестнице оттирая потолок от мушиных какашек, мыла люстры и окна, таскала мебель и даже боюсь вспомнить еще что. Дурацкое поведение. Но такая я была. Молодая дура. Мое семейство пыталось мне помочь, но они работали. А я не хотела ждать пока они все сделают вечером или на выходных. Я сама все за сутки и выдраила. К сожалению, не умею делить работу равномерно. Я из тех, кто сначала титаническим усилием делают все и сразу, а потом неделю приходят в себя, но уже со спокойной совестью. 
Так к чему я про эти окна - на фото видно, что между рамами большое расстояние. Своего рода подоконник. Внутренние непрозрачные рамы, кроме меня никто кажется не снимал вообще. В этом пространстве между рамами как раз и собирается ненужный хлам. Мне кажется, что окна корейцам, живущим в таких старых домах, вообще не нужны. Их спокойно заставляли шкафами, заваливали барахлом, почти никогда не открывали. Проветривание через какую-нибудь щелку, а про инсоляцию и речи не шло. Свет весь день включен и все. Чаще всего окно упирается в стену соседнего дома. Я могу понять, что смотреть в него не хочется. Но у нас был редкий случай - практически свободный вид на улицу и даже кусочек соседней горы. Потому я сняла рамы и жила с "видом из окна" летом. Зимой приходилось внутренние рамы возвращать на место, иначе из окон дуло. 
Дворик-балкон летом служил для просушке белья на солнце. Было очень удобно с малышами. Стирки было много. 


В этот переезд родители Тэгю сделали для нас то, что я бы наверное для невестки не сделала никогда. Они меня жалели, что мне приходится в такую убитую квартиру переезжать. Уступили нам самую светлую и большую комнату. Все в доме я устраивала по собственному желанию, свекровь ни слова не сказала, куда что ставить. 
Везде, где было можно, мы поклеили новые обои (на стенах и потолке), положили новый линолеум. Общая площадь была около 60 метров. Так же 3 спальни и гостиная. Только все меньше, чем в предыдущем доме.  

В нашей комнате было два больших окна, и со временем я ее даже полюбила. Все-таки дом это - мы сами. То, что мы приносим с собой, то как мы обживаем и обустраиваем пространство - мы создаем дом вокруг себя. Я постаралась домила как могла наше новое жилье, и через какое-то время мне стало там уютно. 


Эта комната стала гардеробной и компьютерной. Платяные шкафы родителей просто не влезли к ним в комнату (в дверь не прошли), зато они прекрасно стали в эту комнатушку и заняли ровно ее половину. Ровно через 20 см от ящиков в левом углу начинается шкаф. Так что кроме компьютера больше ничего поставить туда не удалось. Получилась одна комната нам, одна родителям. Общая гостиная и эта маленькая комнатка. 

Гостиная. В домах этого типа была мода отделывать стены и потолок гостиной и кухни деревом. Возможно это смотрелось красиво 30 лет назад, но теперь, сменившая многих и многих хозяев квартира с этим старым засраным мухами деревом смотрится жутко. Этот потолок я оттирала часа три. На полу при этом линолеум. Он был в пятнах и дырах, когда мы въехали. Размер гостиной около 12 метров. Размеры на фото отражены не точно, да и вообще все выглядит чуть лучше, чем было в действительности. В этом смысле плохое качество фото, даже в помощь.


Все в дереве. При этом все углы обиты и в зазубринах. Пришлось все заклеивать, иначе руки детей были бы в занозах постоянно. В одном месте стена вообще пробита. На полу полоса - это я пленкой дыру заклеивала (мы поменяли линолеум только в спальнях). Низ стен также заклеен пленкой "под дерево". А порог ванной - просто отдельная песня. Ванная была самым отвратительным местом в доме. Сантехнику там сменили пару лет назад. Но в остальном лет 30 там ремонта не было. И при этом все это время квартира сдавалась. Все было в плесени с пола до потолка. А порог, когда мы на него наступили, отвалился и из него поползли червяки и муравьи. Оказалось дерево сгнило насквозь. Хорошо у свекра руки из нужного места. Он все вычистил, зацементировал порог, а сверху я его оклеила пленкой "под дерево". 
Вход в комнату родителей и маленькую комнату. У меня была идея покрасить эти деревянные стены или хотя бы лаком покрыть. Но хозяева, которые кстати жили на первом этаже под нами, не разрешили. 

Из гостиной проход в кухню. Площадь кухни около 8 метров. Деревянные панели впитали в себя все, что здесь за 30 лет готовилось. Я оттерла жир насколько смогла, но следы моих усилий были не очень заметны. Зато с переездом в этот дом, мы купили новый холодильник. 


Зона готовки. Плиту мы привезли с собой. До этого здесь была только плитка. Зеленое на стене - это пленка. Я заклеила заросшую жиром плитку, привести ее в порядок было невозможно. Получилось неплохо, если не считать довольно замусоленной мебели, и заросшего окна. У меня хватило сил только на очистку его внешней стороны.  

Дверь на чердак. Еще один нечастый бонус - собственный чердак, небольшая комната под крышей для всякого хлама, куда надо забираться по довольно крутой лесенке. Я туда составляла оконные рамы на лето. 


Наш скарб - тостер, микроволновка и рисоварка, друг семьи. 
Платили мы за все это удовольствие - залог 60 тыс долларов. Месячной оплаты не было, только коммуналка. Через два года, когда мы уезжали, нам залог вернули полностью. Эта система называется чонсэ - насколько я знаю, такое есть только в Корее и Боливии. Раньше по закону можно было просить до 50% от стоимости квартиры, теперь до 70% подняли эту планку. Но чонсэ все равно уходит в прошлое. Получать доход даже с больших сумм стало труднее. Выгоднее брать месячную плату за аренду. Общая стоимость такого здания (два этажа + подвальный этаж) была около миллиона долларов. Но продать его, конечно, невозможно. Хозяева таких домов обычно ждут, когда район пойдет под снос. Тогда застройщик новых домов выкупит их собственность по рыночной цене. Старых кварталов в Сеуле остается все меньше, дома сносят целыми районами. Недавно не стало квартала в центре, где Тэгю с родителями прожили лет 10 еще до меня. Убрали весь район - под корень. А на его месте выстроили несколько многоэтажных квартирных комплексов - новый город. 
Еще об одной особенности жизни в старых домах я забыла упомянуть - здесь нет парковок. Максимум одно место перед домом. В нашем случае, оно было занято хозяйской машиной. Мы ставили машину у местной школы метрах в 600 от дома. Парковка для жителей района была бесплатной, но на выходные машину нужно было убирать. Тэгю 2 года вставал по субботам в 7 утра и шел переставлять машину. Обычно куда-нибудь рядом около дороги. Такие правила. Не помню, с чем было связано. 


Рассказ получился большим, а впереди еще два переезда и квартира класса люкс. Продолжение завтра!) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий