понедельник, 15 июля 2013 г.

Mария Монтессори и ее система

Когда-то я писала материал о системе Монтессори. Было очень интересно открыть для себя этот подход к воспитанию и обучению. Возможно статья окажется полезной для кого-то из родителей.
maria montessori




images
Женщина – педагог

Мария Монтессори начинала свои исследования в то время, когда в образовании и педагогике женщинам отводилась не слишком значительная роль. В 1897 году Монтессори посещает педагогические курсы при Университете в Риме, знакомится с классическими теоретичскими работами и новейшими исследованиями в области психологии, философии, медицины.
Первоначально Мария Монтессори работает с детьми с ограниченными возможностями. Будучи первой в Италии женщиной-доктором медицины, она с успехом применяет свои знания в этой области. Настоящей сенсацией стали достижения ее воспитанников на школьной олимпиаде в Риме в 1900 году. По письму, счету и чтению дети из медико-педагогического института Монтессори превзошли учеников из обычных школ. Именно тогда Мария Монтессори произносит свою знаменитую фразу: «Что надо было сделать со здоровыми детьми, что бы дети с ограниченными возможностями не только догнали, но и обогнали их!»
В 1907 году там же в Риме, Монтессори открывает свою первую школу, которая называлась Casa Dei Bambini или «Дом Детей». Основной метод работы Марии Монтессори состоял в наблюдении за детьми и экспериментировании с обустройством среды, в которой находятся ученики, материалами, пособиями. Свою работу она часто называла «научной педагогикой». В это время стремясь создать не только педагогическую систему, но и новую философскую концепцию развития человека, Монтессори поступает на философский факультет, углубленно изучает труды Сегена и Итара, переписывается с детским психологом Анной Фрейд, основателем генетической психологии Жаном Пиаже и другими выдающимися учеными.
Метод Мотрессори то с интузиазмом принимют, то отчаянно критикуют. Тем не менее, со временем система Марии Монтессори получает все большую известность. Школы и учебные заведения, работающие по этой методике открываются во многих странах мира.
В 1929 году была основана Международная Ассоциация Монтессори (Association Montessori Internationale). Целью Ассоциации является подготовка педагогов и поддержание единства и целостности самой системы.
У Марии Монтессори счастливая судьба. Женщина-доктор, ученый, педагог она прожила долгую жизнь и целиком посвятила ее своему делу, продолжателем которого стал ее сын Марио Монтессори.


В чем состоит метод Монтессори

Мария Монтессори считала, что у ребенка есть естественная потребность в знаниях и интерес к ним. Все, что должен сделать учитель это «вдохнуть в ребенка этот интерес и знать, как в дальнейшем его развивать, понимая, что сила интереса у ребенка – природная и в каждом случае индивидуальна» (цитата из работы М. Монтессори « О принципах моей школы»). Находясь в специально подготовленной и продуманной учебной среде, ребенок вовлечется в учебу естественно и самостоятельно, без какого-либо принуждения из вне.
Монтессори рассматривает педагогический процесс не столько, как обучение, сколько как помощь личности в ее естественном развитии.
Основополагающий принцип философии Монтессори – это свобода. Почти в каждой своей работе Мария Монтессори повторяет, что добиться положительных результатов путем принуждения, в образовании невозможно. Более того, научить – невозможно! Весьма, скандальное заявление в устах педагога. Но Монтессори это не смущает. Наблюдая за детьми, она приходит к выводу, что научиться чему-то ребенок может только самостоятельно. Задача воспитателя, учителя, взрослого лишь в том, чтобы создать для этого необходимые условия и в нужный момент оказать необходимую поддержку. Мария Монтессори пишет: «Фундаментальной нашей задачей является не образование ребенка как таковое. Индивидуальность обучения заключается в создаваемой нами подготовительной среде, где дидактический материал выбирает не учитель, а сам ребенок».
На этом основываются основные педагогические принципы метода Монтессори.
Свобода выбора: ребенок сам выбирает то, чем и сколько он хочет заниматься. Специальный дидактический Монтессори материал – это уникальные пособия для самостоятельной работы детей, которые всегда должны находится в свободном доступе. Учебный процесс организует не учитель, а сам ребенок. Он же выбирает с каким материалом он будет работать. Монтессори класс – это своего рода мастерская открытых возможностей. Все разложено и расположено так, чтобы любой ребенок мог свободно воспользоваться заинтересовавшим его пособием. А как же контроль и выявление ошибок? Спросите вы. Материалы Монтессори разработаны так, чтобы ребенок мог самостоятельно увидеть и исправить ошибку, без помощи взрослого. Тем не менее, занятия по методу Монтессори требуют специальной подготовки педагогов. Каждый Монтессори-материал должен быть представлен ребенку строго определенным образом. Задача воспитателя или учителя правильно показать и объяснить ребенку дидактический материал. После чего он сможет им пользоваться самостоятельно.
Еще один важный принцип – это разновозрастность. Мария Монтессори считала очень важным, общение между собой детей разных возрастов. Вот, что она пишет: «В большинстве школ в одном классе учатся дети одного возраста. Их программа на этом возрасте и базируется. Опыт увел нас от этого общего правила. В нашей школе мы стремимся к разновозрастности по крайней мере в 3 года. Такое требование выдвигает жизнь: как в семье, где есть дети и трех, и пяти, и шести лет. Логика природы!»  Очень часто в Монтессори группе обучение ведет не учитель, а сами дети. Старшие обучают младших. Мария Монтессори так формулировала три основных принципа своей системы: «Первое – это интерес ребенка, который приводит его к сосредоточению на учебе. Во-вторых, сотрудничество детей, неоценимая база которого – разновозрастность. В-третьих – существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку.  Вот основы организации школы моего направления”.
Не только в детском саду, но и в школе Монтессори, дети имеют право свободно передвигаться во время занятий. Открытые двери – одна из отличительных особенностей Монтессори-школы. Казалось бы, такая система должна привести к полному хаосу. Представьте себе 30-40 детей разного возраста свободно переходящих из комнаты в комнату и занимающихся, чем они хотят. Как ни странно, происходит совершенно обратное. В Монтессори садиках и школах царят тишина и порядок. Свобода одного ребенка ограничивается свободой другого. Ты можешь делать все что хочешь, пока это что-то не мешает другому в его занятиях. «Любопытная это штука - стремление детей к порядку! Они хотят, чтобы вещи стояли на одних и тех же местах, они берут материал, работают с ним в саду, а потом ставят на полку точно на то место, откуда взяли», пишет Мария Монтессори.  Свобода передвижения развивает в человеке настоятельную потребность в порядке и воспитывает ответственность. Отсюда и три основных психологических принципа монтессори: самостоятельность, отсутствие оценок взрослого и отсутствие соревнования между детьми. Все, что ребенок может сделать самостоятельно, он должен делать сам.  Взрослый старается избегать оценок деятельности ребенка. Свое отношение он выражает через чувства и через эмпатию. Это многозначный термин. В системе Монтесссори эмпатия – это понимание состояния ребенка, сопереживание и выражение этого сопереживания. Оценку он должен сделать сам. Такой подход формирует в детях независимость от чужих оценок и способность к объективной самооценке.  В классе Монтессори ребенок занимается чем-то потому, что ему это действительно интересно, а не для того, чтобы получить какую-либо оценку. Отсутствие соревновательного мотива также способствует формированию позитивного отношения к себе и другим. Оценивая свою деятельность, ребенок сравнивает свои достижения со своими собственными прошлыми результатами. «Вчера я писал хуже, а сегодня уже лучше». Постоянное сравнение с другими разрушает в детях позитивное видение себя и мира. Причем не важно в чью пользу делается сравнение. Если успехи ребенка лучше, чем у других, он будет смотреть на остальных, как на худших. Если он в чем-то отстает, страдает его самооценка. И в том и в другом случае, результат получается негативным.
Главное, во что верила Мария Монтессори – это возможности человеческой природы, индивидуальные способности, которые есть у каждого. И они непременно проявятся и разовьются, если для этого создать соответствующие условия.
Не трудно заметить, что основополагающие принципы системы Монтессори практически противоположны тому, на чем строится общепринятая образовательная система. От чтения работ Марии Монтессори и описаний школ и садов, работающих по ее системе у меня создалось впечатление, что я побывала в каком-то Зазеркалье, где вообще говоря, все наоборот!
Вместо закрытого пространства в виде классной комнаты, где дети одного возраста под руководством учителя занимаются тем, чем им велено, открытые двери, множество детей разных возрастов, которые сами выбирают, чем они хотят заниматься и когда. Или может быть это в обычной школе – все наоборот, не так, как оно естественно должно было бы быть?
Каждый родитель хотел бы дать ребенку возможность проявить и развить свои способности. И вот кажется решение найдено и ответ очевиден – дите должно заниматься по системе Монтессори.
Мне безусловно понравилось все, что я до сих пор прочитала об этом методе и о самой Марии Монтессори. И все же есть один момент, который меня смущает. Вся суть и вся прелесть системы Монтессори в ее непохожести на обычную образовательную систему. Но не станет ли именно эта непохожесть в дальнейшем источником новых проблем? Хорошо если есть возможность все образование ребенка выстроить по одной системе. Монтессори ясли, потом сад, потом Монтессори школа. А если такой возможности нет? Сможет ли ребенок воспитанный в свободе Монтессори садика, адаптироваться потом к обычной школе? Насколько травматичным может быть такой переход? Наверное, каждый родитель должен найти свой ответ на этот вопрос. Потому что во многом это зависит от индивидуальных качеств ребенка. В конце концов, самостоятельность, объективная самооценка и положительное отношение к другим, которые развивает система Монтессори, не помешают и в обычной школе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий