среда, 23 марта 2016 г.

Школа без оценок?

Оказывается я вообще не в курсе школьных оценок моих детей! Сын во втором классе и я только пару недель назад задумалась об оценках. Первое время я пребывала в смущенном шоке. А как же табели, дневники, красные учительские чернила и гордое "отличник"? 
Если бы совершенно случайно мне не попалась на глаза статья Димы Зицера об оценках я бы наверное так про них и не вспомнила. Но прочитав его блестящую и довольно жесткую критику поймала себя на мысли: "А у моих детей в школе какие вообще оценки-то?" 
Кстати, заголовок у статьи был впечатляющий: "Изнасилование на пятерку". 



Дима Зицер педагог неординарный со своей особой концепцией. Думаю многим родительствующим это имя знакомо. На сколько я могу судить, метод его выступлений заключается в том, чтобы жестко обозначить проблему, высказав свое мнение и отношение, и при этом не давать почти никаких конкретных ответов на вопрос: "А как надо?" Мне кажется это правильным. Невозможно выйти к аудитории совершенно незнакомых людей и сказать: "Со своими детьми вы должны делать то-то и то-то". В педагогике, как наверное в любых человеческих отношениях, почти все общие проблемы требуют индивидуальных решений. Как там у Толстого? "Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по своему". При этом причины несчастий могут общими для многих. Помочь их увидеть и понять, наверное, и есть основная задача. 
Отношение автора к школьным оценкам сформулировано предельно четко. 
ело вовсе не в том, что я категорически против оценок, я просто действительно совсем-совсем не понимаю, как оценка в школе может явиться хоть каким-то образовательным (педагогическим) инструментом. Штука в том, что весь мой опыт доказывает обратное. Да и опыт коллег, по моим наблюдениям, приводит к единственному выводу: оценка не просто вредна — она развращает личность, убивает любопытство, приводит к конфликтам и комплексам". Далее следуют две страницы доказательств. Открывать полемику по поводу того нужны ли вообще школьные оценки в этом посте бессмысленно. С основными положениями я согласна. При этом представить себе государственную систему образования полностью лишенную оценок не могу. Просто не понимаю, как тогда вся эта машина должна функционировать? 
Впрочем, это все вопросы почти философского характера. Мне любопытнее то, что я только после прочтения этого материала осознала, что мое дитё второй год ходит в школу, а я до сих пор ни разу не задумывалась об оценках. И не потому, что я такая безответственная мамаша.
Начала отчаянно шарить в памяти. Ну хоть какое-то соприкосновение с темой оценок у нас должно было быть! 
Вспомнила только два эпизода. В прошлым летом у нас была встреча с друзьями детей по детскому саду. У них была дружная группа из примерно 10 человек. И родители попались активные, до сих пор раз в несколько месяцев мы вместе с детьми встречаемся. Дети все пошли в разные школы. Естественно мамы активно обсуждали новый школьный опыт. Помню одна из корейских мам мне сказала: "Я что-то пока недовольна нашей школой! У них до сих пор не было ни одного экзамена, ни одной контрольной! Даже и оценок то нет. По-моему их недостаточно нагружают." Дети к тому моменту отучились три месяца в первом классе. Какие экзамены? 
А вот нет! Корейским родителям без экзаменов тоскливо. Они теряются без оценок и контрольных. Многие считают, что без них совершенно невозможно понять учится ли вообще ребенок и каков результат этой учебы.
Для стран Восточной Азии это очень типично. В этой цивилизации уже более 2500 лет не только образование, но и система государственного управления строится на жесткой экзаменационной системе. Необходимость оценки вписана на генетическом уровне. Без нее ничего не происходит.  Без экзамена (и оценки) нет чиновника, нет государства, нет общества. "Двойки", кстати, только в последние несколько лет стали исключительно "цифрой на бумаге". Большую часть истории "неуд" очень даже ощутимо записывался плеткой на нужном месте у ученика. В общем реакция родителей предсказуема и понятна. 
Удивительно в этой ситуации то, что в нашей начальной школе оценок в первых классах по сути просто нет. 
Хотите покажу, как выглядит дневник Давида во втором классе? 
Вот он - на фото в начале поста. 
Как видите это просто тетрадь, в которой даже не предусмотрено место для оценок. Есть только дата и место для подписи учителя (в нашем случае печать игровая) и подписи родителей (что они дневник проверили). В содержании записывается домашнее задание (если оно есть, но задают редко об этом ниже) или информация, скажем два информационных листа, которые учитель раздал всем детям, быть осторожным при переходе дороги, или тепло одеваться потому, что похолодало. 
В информационных листах присылают расписание, оповещения о мероприятиях и раз в неделю что-то вроде школьной газеты по всяким педагогическим воспитательным вопросам. 
В первом полугодии первого класса (с марта до второй половины июля) как таковой оценочной системы не было вообще. Была система проверки. Большую часть заданий дети выполняют в учебниках, которые одновременно являются и рабочими тетрадями. Учитель обязательно смотрит выполнил ли ребенок задание и ставит печатку, чтобы отметить "проверено". Со временем появилась система поощрения. За успехи (старание на уроке, хорошее поведение и т.д.) выдавали билетики синие и красные. И то и другое - похвала. Но красный билетик - это супер похвала. Набрав 5 красных или 10 синих билетиков можно было их обменять у учителя на вкусняшку (конфету, шоколадку, вафлю и т.д.) За 10 красных или 15 синих билетов давали подарок в виде ручки или карандаша, или линейки. Все это за счет школы. С родителей на поощрительные подарки денег никогда не брали. Система действовала до конца первого класса. Сейчас во втором ее нет. 
При этом были и контрольные. Просто (тут уже видимо мое личное отношение) мы никогда не переживали из-за них. У детей 3 предмета: корейский язык, математика и .. я бы назвала его "все обо всем". Очень занимательные учебники, в которых рассказывается о самых разных вещах. Все истории подобраны в соответствии со временем года, календарем и другими факторами. Там и природоведение, и история (как мировая, так и Кореи) и ОБЖ (как вести себя с незнакомцами, как переходить дорогу, какие предметы опасны, как чистить зубы правильно и многое другое). Контрольные задания детям дают примерно раз в два месяца. По сути только по корейскому и математике. С последней все понятно нужно решать задачи или примеры. Кстати, кроме арифметики есть и логические задачки. По языку задания на понимание текста и умение письменно сформулировать ответы на вопросы, иногда просто выбрать из предложенных вариантов. 
Оценка идет по 100 бальной системе. Помню одну контрольную по математике Давид завалил. Мы кажется тогда что-то пропустили и из 10 заданий он в трех сделал ошибки. Две по невнимательности и одно задание вообще не понял, как раз потому, что пропустил. Мы потом дома с ним все разобрали. Он суть понял, потом проблем с этими заданиями не было. В оценках я даже не стала разбираться, как они там ему процент из этих 100 баллов высчитали. 
Я когда-то не плохо училась. В Университете даже страдала синдромом отличника. Помню что безумно переживала первую четверку на втором курсе. А потом жизнь показала, что ни одна из моих оценок мне ни разу не пригодилась и вообще ни на чем не сказалась. Трата времени и нервов. Кому сегодня нужен табель? 
Проблемы с учебой это когда ребенку ничего не интересно. Ну или если он действительно не справляется даже с базовыми вещами. Так мне кажется. 
Да, вспомнила! Кроме контрольных есть еще диктанты еженедельные. Там любопытная система. Детям в начале полугодия раздаются тексты всех диктантов. Во вторник диктант, значит в понедельник домашнее задание прописать будущий диктант дома три раза. На следующий день по сути они должны придти и просто повторить упражнение уже по памяти. Собственно это почти единственное домашнее задание. 
Иногда дают несколько примеров по математике на дом. Обычно все учебники остаются в классе, чтобы детям не таскать тяжелые сумки домой. Вся учеба в классе и потом на продленке, кто остается. Домой посылают учебники только перед контрольными, чтобы дети могли повторить что-то. 
В первом классе в качестве домашнего задания были еще еженедельные записи в дневнике с картинками. Нужно было нарисовать рисунок о чем-то, что произошло на этой неделе и кратко написать об этом событии. Во втором классе рисунки уже не рисуют, просто нужно два раза в неделю сделать запись в дневнике и обязательно написать хоть пару предложений о своих чувствах, мыслях, отношении к произошедшему. Учитель не оценивает эти работы. Она просто пишет внизу поощряющие слова вроде: "Наш Давид молодец, ты умеешь играть в настольный теннис. Я рада, что тебе понравилось играть с папой." И еще подчеркивает фломастером те фразы, где ребенок как раз выразил чувства и отношение. Чтобы до детей дошло чего от них хотят. А хотят по сути одного: научить анализировать и узнавать свои чувства и переживания, а затем описывать их.
 Вот такая у нас пока школьная жизнь. Практически без оценок. Честно говоря, меня это очень радует! 
Интересные комментарии к этому посту читаем ЗДЕСЬ

Я также есть в  Фейсбук |  Инстаграм 
gplusGoogle+ | Видео канал 

© 2016 Jane Rog (korea_blog.livejournal.com/janeskoreablog.blogspot.com) Все фотографии в этой публикации сделаны мной (если не указано иное). Текст данной публикации является авторским. Данный материал (фото и текст) принадлежит автору блога. Если Вы хотите разместить этот материал в социальных сетях или в своем личном блоге (в некоммерческих целях), заранее спасибо! Вы можете это сделать не спрашивая моего разрешения, но только при условии активной гиперссылки на оригинал в моем блогеДля всех остальных случаев: полное или частичное копирование материалов блога разрешено только с личного согласия автора блога! Я не против, но Вы должны спросить разрешения прежде, чем размещать у себя что-либо из моих текстов или моих фото.

Комментариев нет:

Отправить комментарий